Программа «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма в школе»

Программа профилактики экстремизма

Программа «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма в школе» призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.

Цель программы – организация антитеррористической деятельности, противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Задачи программы

  • воспитание культуры толерантности и межнационального согласия
  • достижение необходимого уровня правовой культуры обучающихся

как основы толерантного сознания и поведения

  • формирование в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу
  • общественное осуждение и пресечение на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и конфессиональной почве
  • повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма
  • проведение воспитательной, пропагандистской работы с детьми и работниками школы, направленной на предотвращение экстремистской и террористической деятельности, воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде
  • использование Интернета в воспитательных и профилактических целях, размещение на сайте школы            информации, направленной на формирование у молодёжи чувства патриотизма, гражданственности, а также этнокультурного характера
  • организация волонтёрского движения по реализации мероприятий, противодействующих молодёжному экстремизму
  • повышение занятости молодёжи во внеурочное время

Основными формами деятельности в рамках реализации программы являются:

  • проведение уроков и внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности, укреплению толерантности и профилактике экстремизма и терроризма;
  • проведение уроков и внеклассных мероприятий по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира;
  • проведение этнокультурных и межнациональных мероприятий и культурных акций в школе, участие в районных и городских мероприятиях и акциях;
  • организация тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры.

 

 

Механизм реализации целевой Программы

Сроки и этапы реализации Программы

 

  • Программа рассчитана на реализацию в течение учебного года.:
  • разработка методологических, научно-методических и технологических основ конструктивного взаимодействия;
  • мониторинг реализации программы и создание системы контроля за выполнением её мероприятий;
  • широкое информирование участников образовательного процесса о целях, задачах и содержании программы через общешкольную конференцию, педагогический совет, родительский комитет, органы ученического самоуправления;
  • привлечение внимания к целям, задачам и содержанию программы представителей органов местного самоуправления, работников образовательных учреждений и учреждений культуры, организаций;
  • проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности. – реализация системы мероприятий по гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий;
  • совершенствование системы контроля за выполнением мероприятий программы;
  • мониторинг осуществления программы;
  • обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации программы. Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым     проявлениям экстремизма, терроризма и ксенофобии.

Основные мероприятия Программы:

  • последовательное обеспечение конституционных прав, гарантирующих равенство обучающихся любой расы и национальности, а также свободу вероисповедания;
  • утверждение общероссийских гражданских и историко-культурных ценностей, поддержание российского патриотизма и многокультурной природы российского государства и российского народа как гражданской нации;
  • последовательное и повсеместное пресечение проповеди нетерпимости и насилия;
  • утверждение в школе концепции многокультурности и многоукладности российской жизни; – развитие воспитательной и просветительской работы с детьми и родителями о принципах поведения в вопросах веротерпимости и согласия, в том числе в отношениях с детьми и подростками;
  • реагирование на случаи проявления среди детей и молодежи негативных стереотипов, межэтнической розни и личностного унижения представителей других национальностей и расового облика;
  • пресечение деятельности и запрещение символики экстремистских групп и организаций в школе; – индивидуальная работа с теми, кто вовлечен в деятельность подобных групп или разделяет подобные взгляды;
  • расширение для школьников экскурсионно-туристической деятельности для углубления их знаний о стране и ее народах;
  • развитие художественной самодеятельности на основе различных народных традиций и культурного наследия, а также создание современных мультимедийных продуктов о культурном многообразии России.

 

п/п Мероприятия Программы Ожидаемые результаты
1 Внедрение в практическую деятельность программы по воспитанию толерантности обеспечение программами по воспитанию толерантности 100% классных коллективов
2 Проведение в школе конкурсов и мероприятий, направленных на развитие межэтнической интеграции, воспитание культуры мира,

профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма

увеличение охвата обучающихся мероприятиями данной направленности до 100%
3 Проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма (круглые столы, диспуты, встречи и др.)
4 Проведение мероприятий, направленных на воспитание толерантности организация системы культурно-досуговых, спортивных, образовательных мероприятий, методические разработки
5 Реализация стратегии социальной рекламы, формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей, проживающих в РФ, через средства массовой информации в школе Создание буклетов, листовок
6 Подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню толерантности проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню толерантности
7 Подготовка и проведение декады правовых знаний среди обучающихся школы, направленной на развитие норм толерантного поведения, противодействие различным видам экстремизма и терроризма проведение декады правовых знаний среди обучающихся школы
8 Проведение мероприятий, направленных на распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности, информирование о многообразии национальных культур, представленных в РФ Разработки
9 Проведение родительского лектория, по вопросам профилактики ксенофобии, противодействия дискриминации и экстремизму. Участие представителей школы в мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах и иных мероприятиях), направленных на гармонизацию межэтнических отношений и формирование толерантности проводимых на муниципальном уровне повышение правовой грамотности родительской общественности участие представителей лицея
10 Семинар «О внедрении проекта по профилактике буллинга» Повышение методической компетентности педагогов
11 Подготовка материалов по профилактике экстремизма для использования в работе классных руководителей  Методические рекомендации
1. Инструктаж учащихся по противодействию терроризму и действиям в экстремальных

ситуациях

Классные часы
2. Актуализация         информации          о

терроризме

Оформление стендов
3. Классные часы на темы: «Равенство граждан любой расы и Классные часы
национальности», «Многокультурная природа Российского государства и российского народа»  
4. Размещение информации и инструктаж по теме: «Действия при нахождении подозрительного

предмета»

Оформление стендов
5. Контроль и реагирование классными руководителями на случаи проявления среди детей и молодежи негативных стереотипов, межэтнической розни и личного унижения представителей других национальностей и расового облика Индивидуальные беседы
6. Пресечение деятельности и запрещение символики экстремистских групп, индивидуальная работа с теми, кто вовлечен в деятельность подобных групп или разделяет подобные взгляды Привлечение сотрудников правоохранительных органов
7. Библиотечные уроки на тему: «Народные традиции и культурные наследия» Разработки мероприятий
8. Уроки      правоведения      по      теме:

«Политика и право»

Правовая грамотность
9. Родительский лекторий по теме: Толерантность, основы сохранения физического состояния здоровья ребенка» Просвещение родителей
10. Уроки ОБЖ в 1-4 классах в рамках программы «Окружающий мир» Просвещение учащихся
11. Уроки ОБЖ в 5-7 классах на тему:

«Чрезвычайные ситуации на транспорте», Правила поведения при взрыве», «Действия при захвате заложников», «Действия при стрельбе в населенном пункте», «Действия при поступлении угрозы по телефону», «Опасные ситуации на улице», «Действия при обнаружении взрывоопасного предмета»

Формирование практических навыков
12. Уроки ОБЖ в 8 классах на тему: «Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: взрывы и пожары, аварии на химически опасных объектах», «Современный терроризм, его характерные черты и особенности», «Действия при совершении крупномаштабных террористических актов с применением радиоактивных и химических веществ, бактериальных средств» Формирование практических навыков
13. Уроки ОБЖ в 10 классах на тему:

«Основные инфекционные заболевания», «Действия при получении подозрительного письма, бандероли, посылки»

Формирование практических навыков
14. Уроки ОБЖ в 11 классах на тему:

«Правила поведения при возникновении опасности террористического акта», «Уголовный кодекс РФ»

(извлечения), «Действия при получении писем, записок,

содержащих угрозы»

Формирование практических навыков
15. Фестиваль          дружбы           народов

«Единство многообразия», учащиеся 1-10 классов

Толерантное воспитание учащихся
16. Родительское собрание на тему: «Профилактика буллинга в образовательной среде»

 

Просвещение родителей

 

Реализация Программы позволит:

  • Создать эффективную систему правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости
  • Снизить степень распространенности негативных этнических установок и предрассудков в ученической среде
  • Способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании
  • Сформирует у обучающихся навыки цивилизованного общения в Интернет пространстве, этикета в чатах и форумах
  • Обеспечит информационную безопасность
  • Предотвратит участие школьников в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность

Ожидаемые результаты

  • Укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности
  • Препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок
  • Противодействие проникновению в общественное сознание идей религиозного фундаментализма, экстремизма и нетерпимости
  • Совершенствование форм и методов работы по профилактике проявлений ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации
  • Повышение уровня компетентности        обучающихся            образовательного учреждения в вопросах миграционной и национальной политики, способах формирования толерантной среды и противодействия экстремизму.
  • Создание эффективной системы правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости.

 

Основные понятия.

  1. Экстремистская деятельность (экстремизм):
  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте “е” части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; – финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
  1. Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
  2. Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии,       публикации, обосновывающие       или оправдывающие     национальное     и     (или)     расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
  3. Основные направления противодействия экстремистской деятельности.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
  1. Субъекты противодействия экстремистской деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
  2. Профилактика экстремистской деятельности.

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

  1. Толерантность (лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Толерантностьявляется одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанным с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека.
  2. Терроризм (насильственные действия) — политика,       основанная    на систематическом применении террора. Несмотря на юридическую силу термина «терроризм», его определение вплоть до настоящего времени остается неоднозначны
  3. Террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

б) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных          объектов        в террористических целях;

в)      организацию незаконного      вооруженного формирования,       преступного       сообщества       (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им (ФЗ “О борьбе с терроризмом” от 25 июля 1998 г.)

10.Террористическая организация — организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма

  1. Террористический акт (сокращённо теракт) — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.