Система ранней профориентации

Концептуальные основы:

1.1.Актуальность реализации профессиональной ориентации в условиях данного муниципалитета, региона.

Проблемы, определяющие необходимость разработки и внедрения системы профориентации обусловлены нескоординированностью деятельности ОО с потребностями рынка труда; низким уровнем взаимодействия работодателей, профессиональных и образовательных сообществ в части определения потребностей экономики в кадрах, в том числе в определении необходимых профессиональных компетенций; количественным и качественным несоответствием параметров спроса на рабочую силу и ее предложение по видам экономической деятельности.

Проблемы с выбором профессии связаны с тем, что многие из старшеклассников не обладают информацией о содержании профессий, не в полной мере представляют, чем занимается данный специалист, каков характер и условия его труда в конкретной профессии, не всегда адекватно оценивают свои возможности и профессиональные склонности. Порой единственный критерий, по которому оценивается достоинство той или иной профессии— ее финансовая престижность. У многих из обучающихся старших классов отсутствует индивидуальный образовательный запрос, не сформирована личностная потребность во взвешенном выборе продолжения образования и не выражена готовность к последующей самореализации и дальнейшей профессиональной само идентификации в новых экономических условиях.

В качестве документа, определяющего государственный заказ, можно рассматривать Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС).

1.2. Система целей и задач, достигаемых в образовательной организации в процессе реализации указанной модели

Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС являются:

  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;

  • достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья;

  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу.

В рамках реализации ФГОС определены личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает создание оптимальных условий для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода предполагает создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.

Деятельность по организации деятельности по профессиональной ориентации, в связи с её актуальностью, необходимо организовывать на всех уровнях общего образования (НОО, ООО, СОО)

Цель модели ранней профориентации: создание условий для формирования готовности у выпускника гимназии осуществлять осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.

Задачи:

создание условий для выявления проф. интересов и склонностей уч-ся,

определение их реальных возможностей в освоении той или иной профессии,

оказание псих-пед. поддержки в профессиональном самоопределении,

успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

1.3. Основные этапы

В процессе реализации модели ранней профориентации в гимназии предусмотрены основные этапы:

  1. «Информационный» (1-4 классы), который предполагает создание условий для знакомства учащихся 1-4 классов с миром профессий; формирование уважительного отношения к любому труду, потребности в получении знаний о многообразии профессий; формирование уважительного отношения к людям любого труда, как к высшей ценности общества.
  2. «Профессиональный поиск» (5-7 классы), в рамках которого предполагается создание условий для расширения спектра узнаваемых профессий, возможности познакомиться с представителями самых разных профессий; формирование представления о важности правильного выбора профессии с учетом современных реалий.
  3. «Профессиональное самоопределение» (8-11 классы), предполагается создание образовательных условий и среды, содействующих профессиональному самоопределению обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и склонностей каждого воспитанника.

2. Формы организации

2.1. Профориентация на основе внутренних ресурсов самой ОО, включая психолого- педагогическую службу:

цель психологического сопровождения предпрофильного обучения—консолидация усилий со стороны всех участников образовательного процесса в рамках определения индивидуального профессионального пути.

Задачи:

Ознакомить учащихся с возможными путями продолжения образования и миром профессий

Сформировать навыки самодиагностики и самостоятельного осуществления адекватного выбора

Выявить факторы, влияющие на выбор профессий и определить степень их влияния

Обучить учащихся самостоятельному формированию личного профессионального пути и построению индивидуальной траектории дальнейшего обучения.

Психологическое сопровождение осуществляется работой по трём направлениям, которые включают следующие блоки:

рефлексивный блок, содержащий в себе диагностику (анкета оптанта, темперамент, самооценка, методика Голланда, экспресс – диагностика характерологических особенностей личности Айзенка и т.д.) и самодиагностику;

информационный блок, содержащий информационно – просветительскую деятельность, знакомство с миром профессии;

практический блок, содержащий профессиональные пробы:

ток – шоу «Моя профессия» и т.д.

тренинги «Мои профессиональные намерения»,

-практикумы «Пожелайте мне доброго пути».

2.2 Профориентация на основе партнерства ОО с организациями профессионального образования

Профессиональная ориентация – комплекс мер в выборе профессии, профессиональном становлении. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников – организация их деятельности на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения, в процессе которых каждый учащийся осуществляет профильное самоопределение (через формирование профильных и профессиональных интересов), выбор профиля обучения, а, впоследствии, и выбор профессии. Этот процесс включает развитие способности учащихся выбирать профиль обучения и будущую профессию путем самоанализа, анализа профессий, прохождения профессиональных проб.

Профориентация учащихся МБОУ Солерудниковская гимназия построена на основе партнерства ОО с организациями профессионального образования и предприятиями расположенными на территории МО «Заларинский район».

На протяжении многих лет гимназия на договорной основе сотрудничает с аграрно-промышленным техникумом МО «Заларинский район», Тыретской поселковой библиотекой, ДОУ «Полянка», Центром досуга «Кристалл» и ОГБУЗ Заларинская РБ Тыретским филиалом, Музыкальной школой п. Тыреть, Администрацией МО «Тыретское», используя разные формы работы.

Сотрудничая с музыкальной школой п. Тыреть учащиеся гимназии принимают участие в мероприятиях, посвященных профириентации.

Администрация МО «Тыретское» оказывает учащимся гимназии содействия в организации сезонной трудовой занятости и вовлекает детей в реализацию целевой комплексной программы «Молодежь муниципального образования «Тыретское»». С ОГБУЗ Заларинская РБ Тыретского филиала больницы предусматривается совместное планирование и осуществление предпрофильной подготовки учащихся гимназии: совместное проведение классных часов и внеклассных мероприятий о здоровье, здоровом образе жизни; разработка проектов «Семья», «Здоровье школьника и педагога»; выпуск бюллетеней и листков здоровья; проведение научных исследований «Динамика заболеваемости жителей поселка Тыреть», «Влияние ионов NaCL на здоровье человека». Учащиеся гимназии, как экологи занимаются озеленением территории Тыретской больницы.

Аграрно-промышленный техникум и МБОУ Солерудниковская гимназия включаются в совместную деятельность по организации профориентационной работы с целью формирования у школьников стремления к непрерывному совершенствованию и профессиональному самоопределению техникум оказывает помощь в проведении профориентационной работы со школьниками: представление информации об учреждении. Студенты техникума проходят производственную практику на базе школьной столовой на базе МБОУ Солерудниковская гимназия. Выпускники 9 –х классов ежегодно принимают участие в Дне открытых дверей, что позволяет будущим абитуриентам познакомиться с условиями обучения в данном учреждении: материально-технической базой, условиями проведения досуга и проживанием.

Второй год учащиеся 9-х классов участвуют в профессиональных пробах, которые проводит техникум. Учащиеся пробуют себя в роли тракториста, водителя, продавца, повара-кондитера и т.д.

Ежегодно выпускники 9-х классов поступают в аграрный техникум, выбираю профессию по душе:

2018 год – 5 2019 год – 5 2020 год – 6

В гимназии уделяется внимание ориентации на профессию педагога. Для этого существуют программа «Вожатый», направленная не только на привитие интереса учащихся к педагогической профессии, но и ранней профилизации учащихся. Систематически в учреждении проводятся Дни дублера, где в роли учителей выступают учащиеся 9-11 классов.

В 2020 году выпускники 9-х классов участвовали в профессиональных пробах, проводимых Ангарским педагогическим колледжем. Ежегодно выпускники 9-х, 11-х классов участвуют в Дне открытых дверей, которые проводят Иркутским педагогическим колледжем и педагогическим институтом государственного университета. Подтверждением успешной ориентации учащихся на профессию педагога является факт поступления выпускников гимназии в высшие и средние педагогические образовательные организации:

2018 год – 4; 2019 год – 4; 2020 год – 5

Гимназия является представительством Координационного Центра Всероссийской программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь» по Заларинскому району. Благодаря организованной в гимназии исследовательской деятельности учащиеся имеют возможность представлять свои работы на НПК «Шаг в будущее, Сибирь», «Шаг в будущее, Юниор» на муниципальном и региональном уровнях. Преподаватели технического университета являются резидентами работ учащихся. Более продуктивное знакомство с Национальным техническим университетом проходит через посещение данного учреждения в Дни открытых дверей, заочным экскурсиям в ИРНИТУ на классных часах в 10, 11-х классах, ежегодно проводимым профориентационным беседам студентами технического университета с выпускниками гимназии. Воспитанники гимназии являются участниками проекта ИРНИТУ «Тайга. Юниор», где занимаются проектной и исследовательской деятельностью.

Примечательно, что выпускники гимназии из всех вузов области, отдают предпочтение национальному технологическому университету.

2018 год – 4; 2019 год – 5; 2020 год – 3

2.3. Профориентация на основе взаимодействия ОО с предприятиями

Цель социального партнерства по профориентационной деятельности – это объединение усилий заинтересованных сторон; разработка образовательных практико-ориентированных программ; расширение информационного поля обучающихся и их родителей; осуществление воспитательного подхода в профориентации; установление более тесной связи между образовательными организациями и предприятиями.

МБОУ Солерудниковская гимназия взаимодействует с предприятиями, расположенными на территории МО «Заларинский район» ОГКУ «Центр занятости населения» Заларинского района, ОАО «Тыретский солерудник», ОАО «Иркутская электросетевая кампания» (УПК-500). Целью взаимодействия является профориентация и профессиональное самоопределение воспитанников гимназии.

Ежегодно учащиеся гимназии в возрасте 14-18 лет через Центр занятости населения трудоустраиваются, проходя социальную практику: деятельность их заключается в выполнении функциональных обязанностей вожатого, посудомойщиц эколога. Учащиеся участвуют в изготовлении ящиков для рассады, высадке рассады на цветочные клумбы.

Каждый год систематически воспитанники гимназии являются активными участниками Недели без турникетов, организуемых Центром занятости населения.

Благодаря этому мероприятию выпускники 9, 11 классов имеют возможность посетить ОАО «Тыретский солерудник» и познакомиться с профессиями, востребованными предприятием: фасовщик, машинист.

Следует отметить, что на предприятии ОАО «Тыретский солерудник» трудится 600 сотрудников, из них 198 являются выпускниками МБОУ Солерудниковская гимназия.

Если обратиться к статистическим данным, 22 педагога, работающих в гимназии, являются выпускниками своей школы, что составляет 44%. Это служит подтверждением результативности профориентационной работы, проводимой МБОУ Солерудниковская гимназия.

2.4. Профориентация на основе взаимодействия ОО и детских общественных организаций

В соответствии с провозглашенной целью Российского движения школьников выделяются основные направления деятельности РДШ: Военно-патриотическое направление; Информационно-медийное направление; Гражданская активность; Личностное развитие. Личностное развитие детей направленно на такие аспекты как творческое развитие, популяризация ЗОЖ среди обучающихся, популяризация профессий.

Поднаправление деятельности РДШ «Популяризация профессий» ориентировано на расширение представлений учащихся о мире профессий, понимания особенностей регионального и городского рынка труда, выстраивание карьеры и понимание значимости различных профессий в целом для экономического развития страны. Задачи, решаемые на уровне первичного объединения МБОУ Солерудниковская гимназия по направлению РДШ «Популяризация профессии»:

1. Стимулирование и мотивация учащихся к личностному развитию, расширению кругозора в многообразии профессий.

2. Формирование у учащихся представлений о сферах трудовой деятельности, о карьере и основных закономерностях профессионального развития.

3. Формирование универсальных компетенций, способствующих эффективности в профессиональной деятельности, у учащихся: – способности к коммуникации (в устной и письменной формах) для решения задач взаимодействия; – способности работать в коллективе, учитывать и терпимо относиться к этническим, социальным и культурным различиям; – способности к самоорганизации и самообразованию.

В связи с заявленными задачами в гимназии обозначены направления деятельности движения на уровне первичного объединения:

1. Деятельность организатора детской деятельности по привлечению обучающихся, мотивация и поддержка их личностного развития и профессионального выбора, посредством участия в мероприятиях, проводимых РДШ.

2. Информационное обеспечение, организация работы и воспитательное сопровождение познавательной активности учащихся.

3. Организация и сопровождение личностно-профессионального развития учащихся, создание условий для формирования и развития универсальных компетенций учащихся.

Основная деятельность организатора детской деятельности – это организация мероприятий, обеспечивающих интерес учащихся к миру профессий; расширению представлений и знаний о сферах трудовой деятельности, о карьере, об основных закономерностях профессионального развития; создание условий, способствующих формированию у учащихся универсальных компетенций, которые необходимы для освоения и эффективности в любой профессиональной сфере.

Организатор детской деятельности включает в годовой план по направлению «Популяризация профессий» следующие мероприятия «Ярмарка ремесел», мастер-классы, лектории, встречи с интересными людьми и т. д.

Цель мероприятий в рамках направления «Популяризация профессий» – создание информационной среды о многообразии профессий, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности, создание основы для осознанного выбора и последующей реализации профессиональных перспектив; формирование позитивного отношения к труду; пробуждение интереса подростков к поиску информации о профессиях и выбору профессии; популяризация рабочих профессий среди подрастающего поколения; организация познавательного активного и содержательного досуга учащихся.

3. Содержательные компоненты модели

3.1. Предпрофильная подготовка

Цель предпрофильной подготовки – обеспечение готовности выпускников 9-х классов к выбору типа образовательного учреждения и конкретного профиля (один из примерных профилей, или универсальный профиль, или «индивидуальный профиль», предполагающий построение индивидуального учебного плана). При этом готовность выпускника основной школы к выбору ОУ и профиля имеет комплексный характер, включая в себя четыре компонента: мировоззренческий (осознание ценности и значимости жизненного выбора), психологический (знание и учет своих способностей и склонностей), информационный (наличие полной и конкретной информации обо всех возможных путях продолжения образования после 9 класса) и учебный (отсутствие «пробелов» в знаниях и умениях по профильным предметам в рамках выбранного профиля). Такая трактовка несколько расширяет традиционные представления о компонентах готовности учащегося к профессиональному самоопределению, хотя и в значительной степени соотносится с ними (как правило, принято выделять познавательно-операционный, эмоционально-волевой и результативно-деятельностный компоненты).

Предпрофильная подготовка представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов (информационная работа и профильная ориентация, предпрофильные элективные курсы, предпрофильное портфолио), каждый из которых имеет свое развитие в системе профильного обучения (соответственно: профессиональная ориентация, профильные элективные курсы, профильное портфолио). Обеспечение целевой, содержательной и методической преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном учреждении — важная задача внутришкольного управления.

Несмотря на то, что профориентацию предполагается проводить с 1 класса, основным контингентом целенаправленной предпрофильной подготовки являются учащиеся 8-9 классов.

3.2. Профильное обучение.

В гимназии на протяжение нескольких лет реализуются учебные планы по технологическому и социально-экономическому профилям. Это обусловлено выбором учащихся. Для определения направления учащимся заранее предлагается определить траекторию дальнейшего обучения.

3.3. Элективные курсы.

Ежегодно в конце учебного года в гимназии проводится Ярмарка образовательных услуг, на которой педагоги представляю анотацию курсов, после чего учащимся 7 классов предлагается выбрать элективные курсы на следующий учебный год (8 класс). Курсы носят профориентационную направленность, дают возможность соориентироваться в выборе направления для дальнейшего обучения.

Наименование Количество часов Целевая аудитория
Компьютерная графика 17 Учащиеся 8 классов
Современная Золушка 17
Вкусные истории 17
Жизнь языка 17
В реке времени 14
Таинственный мир космоса 17
Английская песня 17
Мужской разговор 14
Процентные расчеты на каждый день 17
Фразеология русского языка 14
Ступеньки к успеху 14
Сочинения разных жанров 14
Литературная лавка 8
Лингвистические парадоксы 8
Символика цвета и форм 8
Искусство подать себя 14
Английский в фокусе 34
Тайны веков 14
Сам себе адвокат 14
Занимательная грамматика 14
Модуль 34
Секреты пунктуации 17
Правовой лабиринт 17
Арбитр 17
Успешный предприниматель 17
Правовой лабиринт 17

3.4. Содержание образовательной области «Технология» на предпрофильном и профильном этапах.

Содержательная область «Технология» в учебном плане Солерудниковской гимназии представлена предметами «Технология» и «Черчение».

При изучении предмета «Технология» учащиеся осваивают основы технологии приготовления пищи, машиноведения, материаловедения, обработки материалов (ткань, металл, древесина). Проектная деятельность в рамках предмета позволяет индивидуализировать процесс освоения технологий, связанных с освоением ремесел: вышивка, валяние из шерсти, лоскутная пластика, резьба по дереву, изготовление игрушек, изготовление национальных костюмов.

Курс «Черчение» помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления.

3.5. Программа профориентационного курса

Программа профориентационного курса «Психология и выбор профессии» реализуется в рамках внеурочной деятельности для учащихся 9 классов в объеме 34 часа в год

3.7. Система общешкольных мероприятий по профориентации

Наименование мероприятия Вид Возрастной состав
1 Знакомство с образовательными услугами района и региона:

а) участие в «Ярмарке образовательных услуг»;

б) встречи с представителями Вузов;

в) оформление стенда «Выбери своё будущее»;

г) создание «Атласа образовательных услуг»

Ярмарка, встречи, стенд, атлас 7 – 11 классы
2 Выставка рисунков «Чем пахнут ремесла» выставка 1 – 4 классы
3 Конкурс сочинений «Профессия моих родителей» сочинения 5 – 11 классы
4 Фестиваль профессий фестиваль 7 классы
5 Выпуск стенгазет к профессиональным праздникам:

– «День строителя»;

– «День учителя»

– «День работников торговли» и т.д. (по графику)

стенгазеты 7 – 11 классы
6 Проведение конкурсных программ:

– «Молодые хозяюшки» (5 – 6-е классы);

– «Юные модельеры» (7 – 8-е классы);

– «Конкурс причесок» (9-е классы)

конкурсы 5 – 9 классы
7 Празднование «Дня учителя»:

а) выпуск газет, посвященных «Дню учителя»;

б) конкурс сочинений «Учитель в моей жизни»;

в) проведение Дня дублера;

г) праздничный концерт «Тем, кому гордое имя «Учитель!»;

д) выставка рисунков:

– «Моя школа»;

– «Портрет моего учителя»

газеты, сочинения, день Дублера, концерт, выставка 1 – 11 классы
8 Проведение встреч с интересными людьми встречи 7 – 11 классы

3.8. Система внеурочной деятельности

Наименование мероприятия Вид Возрастной состав
1 Организация занятий элективных и спецкурсов занятия 8 классы
2 Организация занятий объединений дополнительного образования занятия 1 – 11 классы
3 Проведение олимпиад, конкурсов, чемпионатов олимпиады, конкурсы, чемпионаты 1 – 11 классы
4 Научно-исследовательская работа учащихся исследовательские работы 1 – 11 классы
5 Вовлечение учащихся в деятельность творческих групп разработка творческих заданий 5 – 11 классы
6 Проведение предметных недель предметные недели 5 – 11 классы
7 Экскурсии на предприятия экскурсии 8 – 11 классы
8 Экскурсии в учебные заведения района, области (день открытых недель) экскурсии 8 – 11 классы
9 Проектная деятельность проекты 1 – 11 классы
10 Фестиваль профессий фестиваль 7 классы
11 Профессиональные пробы, конкурсы профессиональные пробы, конкурсы 8 – 11 классы
12 Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся занятия 1 – 11 классы
13 Сотрудничество с центром с Центром занятости трудовая деятельность 8 – 11 классы
14

Создание компетентных карт

компетентные карты 9 класс
15 Просмотр цикла уроков «Проектория» 8-9 классы

3.9. Система дополнительного образования

Наименование мероприятия Направленность Возрастной состав
1 Спортивная секция «Волейбол» спортивная 5 – 11 классы
2 Спортивная секция «Баскетбол» спортивная 5 – 11 классы
3 Спортивная секция по пауэрлифтингу «Атлет» спортивная 3 -11 классы
4 Кружок «Родничок» художественная 5 – 11 классы
5 Кружок «Юный эколог» эколого – биологическая 5 – 11 классы
6 Краеведческий кружок «Юный краевед» туристско – краеведческая 5 – 11 классы
7 Психологический клуб «Диалог» социально – педагогическая 8 – 11 классы
8 Кружок «Белая ладья» нач. школа спортивная 1 – 4 классы
9 Кружок «Белая ладья» спортивная 6 – 8 классы
10 Кружок «Робототехника» техническая 8 – 11 классы
11 Кружок «Юный финансист» социально – педагогическая 5 классы
12 Кружок «Финансовая грамотность» социально – педагогическая 6 классы
13 Кружок «Здравствуй, французский язык» социально – педагогическая 5 классы
14 Кружок «Гармония» художественная 1 – 4 классы
15 Информационный центр «Спектр+» социально – педагогическая 5 – 11 классы
16 Изостудия «Юный художник» художественная 5 – 9 классы
17 Кружок «Волшебница» художественная 5 – 9 классы
18 Кружок «Златоусты» художественная 4 – 11 классы
19 Кружок «Мастер, Ок» художественная 5 – 9 классы
20 Военно – патриотический клуб «Витязь» военно – патриотическая 9 – 11 классы
21 Кружок «Цветоводство и декоративное садоводство» эколого – биологическая 7 – 11 классы
22 Кружок «Всё, что тебя касается» социально – педагогическая 10 классы
23 Кружок «Эврика» социально – педагогическая 5 классы
24 Кружок «Солнышко» социально – педагогическая 1 – 4 классы
25 Кружок «Народное творчество» художественная 1 – 4 классы
26 Кружок «Вяточка» художественная 1 – 4 классы
27 Кружок «Психология и выбор профессии» социально – педагогическая 9 классы
28 Кружок «Основы проектной деятельности» социально – педагогическая 7 классы
29 Кружок «Книгочей» социально – педагогическая 5 классы
30 Кружок «Осознанное чтение» социально – педагогическая 5 классы
31 Кружок «Музыка веселого ветра» художественная 1 – 4 классы

3.10. Система включения учащихся в практическую деятельность

Наименование

Вид

Возрастной охват

Практики

День дублера

Внеурочная деятельность

10-11 класс

Разработка конспекта урока;

Проведение урока в начальных классах

Библиотечная практика

8-9 класс

Оформление электронной базы;

Прием и выдача литературы;

Заполнение формуляров;

Проведение библиотечных уроков

Театральная студия

5-11 класс

Разработка сценария;

Выполнение эскизов декораций и костюмов;

Изготовление декораций и костюмов;

Участие в театральных постановках

Уход за растениями

5-10 класс

Посев и высадка рассады;

Сезонный уход за растениями (полив, прополка);

Сбор семян.

Ландшафтный дизайн

10 класс

Разработка эскизов для ландшафтного дизайна;

Изготовление элементов ландшафтного дизайна

Медийная лаборатория «Спектр+»

6-10 класс

Планирование и проведение интервью;

Съемка и монтаж фильмов различной тематики;

Подготовка и выпуск печатного издания школьной газеты «СолМЫшко» ;

Пробы ведения выпусков школьных передач

Робототехника

7-10 классы

Конструирование и моделирование технических устройств

Проектная деятельность

7-10 классы

Приобретение навыков социального общения;

Планирование собственной деятельности; изготовление социально значимых

продуктов

Элективные курсы по предпрофильной подготовке

8 класс

Приготовление пищи;

Выполнение маникюра и макияжа;

Разбор юридических ситуаций;

Практика спортивного судейства;

Практика составления бизнес-плана;

Практика разбора конфликтных ситуаций;

Военная подготовка;

Практика работы с текстами разных жанров;

Практика гида и переводчика

Реализация программы по технологии

Урочная деятельность

1-8 классы

Приготовление пищи; составление меню; оформление блюд.

Исследование состава и свойств материалов.

Изучение устройств и практика работы на техническом оборудовании (швейной машине, токарном, фрезерном станках).

Конструирование и моделирование швейных изделий.

Пошив швейных изделий.

Изготовление несложной мебели.

3.11. Система использования внешних ресурсов профориентационной деятельности.

Важнейшая задача школы – воспитать грамотного полноценного человека, помочь учащимся сориентироваться в мире профессий и выбрать профессию по душе. Для результативности профориентационной деятельности МБОУ Солерудниковской гимназией используются внешние ресурсы: средние и высшие профессиональные учреждения Иркутской области : ИРНИТУ, Ангарский Черемховский педагогические колледжи, Аграрный промышленный техникум п. Залари и предприятия: ОАО «Тыретский Солерудник», ОГБУЗ «Заларинская РБ» Тыретский филиал, ДДТ «Созвездие», Муниципальное образование «Тыретское», Центр занятости населения Заларинского района, ЦД «Кристалл».

На протяжении многих лет сложилась система по взаимодействию с учебными заведениями и предприятиями:

  • Дни открытых дверей
  • Экскурсии на предприятия, учебных заведений.
  • Профессиональные пробы
  • Встречи с представителями профессий
  • Диагностики и профконсультации

3.12. Использование ИКТ – технологии и информационных образовательных ресурсов в профориентации деятельности.

МБОУ Солерудниковская гимназия является региональным представительством Московского центра тестирования им. Ломоносова. По договору с центром на базе Солерудниковской гимназии осуществляется тестирование по методике «Профориентатор» и «Подготовка к ЕГЭ».

По результатам тестирования проводится индивидуальная консультация с учащимися и родителями. Учащиеся отмечают, что результаты данной методики помогают выбрать профиль, способствуют пониманию своих предпочтений в тех или иных областях учебной деятельности.

В дальнейшем, апробируя методику «Профориентатор» можно рекомендовать прохождение тестирования для учащихся 9 классов, по результатам которого будет проходить собеседование при подаче документов в 10 классы гимназии.

Таким образом, нужно отметить, что работа по профориентации учащихся развивается, несмотря на определенный опыт работы, находятся новые направления, которые могут быть включены в структуру профориентационной работы в МБОУ Солерудниковской гимназии.

Использование ИКТ – технологий позволяет расширить возможность диагностики учащихся. Совместно с педагогом – психологом, учащиеся 9 классов являются участниками Всероссийской программы профориентации «Zaсобой» (Благодарственное письмо, Сертификат прилагаются).

Направление «Профвектор» – диагностика, способствует выявлению предрасположенности участников к занятию тем или иным видом деятельности.

3.13. Использование региональных особенностей

  • МБОУ Солерудниковская гимназия с 1994 года является представительством Координационного центра всероссийской программы «Шаг в будущее, Сибирь!» по МО «Заларинский район».

  • В 2019 году МБОУ Солерудниковская гимназия – участник всероссийского конкурса « Доброволец России -2019» с проектом «Мой цветущий поселок».

  • В 2020 году МБОУ Солерудниковская гимназия-победителиьмуниципального конкурса «Агробизнес- образование» с проектом «Сами с цветами».

  • В 2020 учебном году две команды учащихся 9-10 классов зарегистрированы для участия в Региональной программе «Тайга.Юниор».

3.14. Индивидуальное сопровождение профессионального самоопределения

Индивидуальное сопровождение профессионального самоопределения начинается с диагностики учащихся, которая проходит в рамках курса «Психология и выбор профессии». Начиная с 1 класса на каждого ребенка совместно с родителями заводится ПОРТФОЛИО, в котором помимо того, что идет накопление и отслеживание интересов, достижений школьника, к концу 9 класса накапливается диагностический материал, определяющий возможности, склонности выпускника. На основании результатов диагностик психолог в письменном виде дает рекомендации по выбору профиля дальнейшего обучения.

В рамках выполнения индивидуального итогового проекта на уровне ООО учащимся предлагается поработать над картой компетенций: определить свой уровень soft skills и hard skills по интересующим профессиям, после чего попытаться составить индивидуальную карту роста.

3.15. Система психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.д. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

В планировании работы на была апробирована программа Резапкиной Г.В. «Психология и выбор профессии», которая разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.

В диагностический минимум вошло 7 основных методик, результаты которых отражены в портфолио учащегося 9 класса.

Занятия по предпрофильной подготовке не предусматривают систему отметок. Эффективность усвоения информации оценивается по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии или профиля.

В тематике, которая была представлена в программе, были разделы, которые больше других вызвали интерес у учащихся – это «Профессия и здоровье», «Мои способности», «Ошибки в выборе профессий», «Современный рынок труда», «Навыки самопрезентации» и др.

По результатам диагностики составляется карта психологических особенностей учащихся, по которой можно отследить темперамент, мотивы, склонности, тип предполагаемой профессии каждого учащегося.

В завершении программы учащиеся должны:

  • Знать свои способности и возможности;
  • Знать основные правила выбора профессий;
  • Владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
  • Уметь ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессий со своими интересами, склонностями и способностями;
  • Составлять личный профессиональный план и аргументировать свой выбор.

Таким образом, работая по данному направлению, можно заметить, что прохождение курса занятий у учащихся 9 классов происходят значительные изменения в оценке себя, своего будущего. Если высказывая свои предпочтения по выбору профиля, в начале года больше исходят из своих желаний и «мечтаний», то в конце 9 класса при обсуждении вариантов профилей многие меняют свою позицию, поскольку начинают более реально примерять выбор к своему будущему.

3.16. Система взаимодействия с родителями.

Работа по профессиональному самоопределению учащихся строится по системе взаимодействия “Школа- семья – социум”.

В МБОУ Солерудниковская гимназия система взаимодействия с родителями осуществляется по следующим направлениям:

  • проведение информационно-разъяснительной и просветительской    работы в семье по профессиональному самоопределению ребенка;

  • составление личного профессионального плана подростка, который позволит им реализовать свои планы на будущее в полной мере (портфолио);

  • осуществление взаимосвязи семьи, школы с профориентационными центрами в целях оказания помощи в профессиональном самоопределении подростков.

Задачи, которые ставят педагоги МБОУ Солерудниковской гимназии:

  1. Формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональном самоопределении детей.

  2. Учить родителей понимать запросы и особенности своего ребенка.

  3. Формировать у родителей культуру понимания профессионального выбора подростка.  

  4. Оказывать помощь в выборе  дальнейшего  пути получения образования  с учетом ситуации на рынке труда.

Формы и методы взаимодействия семьи и школы по профориентации детей

  1. Родительские собрания (общешкольные, классные) «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Мир профессий» и др.;
  2. Лектории «Семья выбирает будущее», «Образование и карьера» и др.;
  3. Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  4. Анкетирование родителей учащихся;
  5. Выступлений перед учащимися с беседами;
  6. Избрание родителей в состав Управляющего Совета;
  7. Деловая игра максимально приближающая участников в реальной обстановке по любой теме профориентации, формирующая навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку;
  8. Вечера вопросов и ответов, представляющие собой сбор педагогической информации по разнообразным проблемам профориентации. Ответы на вопросы носят дискуссионный характер и переходят в заинтересованное обсуждение;
  9. Встречи за «круглым столом» расширяющие воспитательный кругозор не только родителей, но и педагогов. Эта форма работы характеризуется тем, что практически ни один родитель не остается в стороне, все принимают активное участие, делясь интересными наблюдениями и высказывая дельные советы;
  10. День открытых дверей объединяет целый комплекс мероприятий по профориентации, проводимых в масштабе всей гимназии в специально отведенный для этого день. К их проведению привлекаются педагоги, социальные педагоги, психологии и т.д. Родители получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать умения и поведение своего ребенка с умениями и поведением других детей; перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий.

4. Практикоориентированная направленность реализуемой модели

4.1. Формирование профессионально ориентированной среды для реализации практикоориентированных технологий

С целью формирования профессионально ориентированной среды не только на уровне образовательной организации, но и на муниципальном уровне педагоги гимназии вышли с инициативой к мэру Заларинского района. Инициатива заключается в создании системы сетевого взаимодействия образовательных организаций, предприятий и других организаций Заларинского района для формирования осознанного выбора будущей профессии у выпускников ООО, СОО.

Задачи, решение которых предполагает представленный проект:

  • объединить ресурсы образовательных организаций для сетевого взаимодействия по вопросам осознанного выбора будущей профессии выпускников района;
  • способствовать привлечению руководителей предприятий и организаций для закрепления молодых кадров на территории района;
  • разработать и апробировать структуру управления сетевого взаимодействия образовательных организаций, предприятий и других организаций Заларинского района для формирования осознанного выбора будущей профессии у выпускников ООО, СОО.

Направления деятельности

  1. Практическое взаимодействие:
  • организация экскурсий на предприятия и организации;
  • организация встреч с людьми различных профессий;
  • организация и проведение профессиональных проб для учащихся ОО;
  • организация профессиональных (производственных) практик на предприятиях.
  1. Медиа-площадка:
  • информирование о мероприятиях, проводимых в рамках профориентационной деятельности;
  • информирование о возможности и условиях получения целевого направления в СУЗы, Вузы;
  • анализ и информирование выпускников о вакансиях в Заларинском районе.

Этапы реализации проекта

1 этап. Организационный

  1. Обсуждение актуальности проекта с мэром Заларинского района
  2. Формирование команды единомышленников по реализации проекта
  3. Разработка дорожной карты по реализации проекта
  4. Создание Координационного совета по реализации проекта

2 этап. Основной

  1. Реализация дорожной карты
  2. Координация деятельности в рамках проекта
  3. Мониторинг проекта

3 этап. Заключительный

  1. Подведение итогов
  2. Информирование заинтересованных лиц о результатах деятельности по проекту

4.2. Реализация профессиональных проб в образовательный деятельности.

Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности учащихся к выбору профессии, позволяющий сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, анализировать, исследовать, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь, поддержку.

В МБОУ Солерудниковская гимназия учащиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность в соответствии с типами профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ».

На подготовительном этапе школьниками приобретаются основные сведения о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности. Теоретические сведения в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Школьники получают информацию о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией. Знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.

Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня проходят ученики, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня проходят школьники, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонные к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют учащиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.

Алгоритм пробы задается таким образом, чтобы учащиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно выбирали степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней. Профессиональные пробы выполняются индивидуально, фронтально, в микрогруппах.

В гимназии проведены профессиональные пробы:

    1. «Вкусные истории»

    2. «Красота спасет мир»

    3. «Золотой наперсток»

Профессиональные пробы в профориентации – это эффективный способ формирования профессионального самоопределения учащихся. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у учащихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии.

4.3. Формирование образовательных пространств для организации стажировок, социально-значимой деятельности, трудовой занятости.

Учащиеся МБОУ Солерудниковская гимназия занимаются социально-значимой деятельностью. Ежегодно в весенне-летний период в гимназии организуется трудовая деятельность учащихся. Воспитанники занимаются выращиванием рассады в школьной теплице. Выращенная цветочная рассада высаживается на пришкольный участок: в клумбы, альпийские горки. В обязательном порядке классы в конце учебного года разрабатывают и представляют проекты клумб, за которыми впоследствии ухаживают. Помимо этого, экологи гимназии высаживают рассаду цветов в микрорайоне Солерудник, что облагораживает поселок. Рассада, выращенная в теплице, реализуется и населению: на вырученные средства приобретается мультимедийное оборудование для организации образовательной деятельности.

Гимназисты систематически трудоустраиваются через Центр занятости населения Заларинского района и выполняют разнообразную работу: изготавливают ящики для рассады, кормушки для птиц, ухаживают за цветами.

Выпускники гимназии, обучающиеся в Аграрно-промышленном техникуме п. Залари, педагогических колледжах проходят стажировочную практику на базе МБОУ Солерудниковская гимназия.

5. Полученные и прогнозируемые результаты, достигнутые и перспективные эффекты реализации модели

5.1. Реализация профориентации в специально организованных формах ОП.

В МБОУ Солерудниковская гимназия профориентация реализуется в разных формах: через деятельность Клуба «Диалог», профильную школу «Авангард», организацию экскурсий. На протяжении нескольких лет организовывалась работа профильной школы «Авангард».

Воспитанники гимназии имели возможность углубить знания по таким предметным областям, как «Математика», «Литература»,

Экскурсия, как форма организации профессиональной ориентации обучающихся, актуальна. Для учащихся МБОУ Солерудниковская гимназия организуются экскурсии на предприятия, расположенные на территории муниципального образования «Тыретский»:

  • Экскурсии на ОАО «Тыретский солерудник» позволяют ознакомиться с профессионалами, востребованными на производстве.
  • Экскурсии в музей ЦД «Кристалл» способствует ознакомлению воспитанников МБОУ Солерудниковская гимназия с шахтерскими специальностями.
  • Экскурсии в центр Франкофонии г. Иркутска позволяют познакомиться со специальностями гида, переводчика.
  • Профдиагностика и профконсультирование в рамках курса «Психология и выбор профессии».
  • Включение в предпрофильную подготовку курсов по выбору профессиональной направленности «Сам себе адвокат», «Ступеньки к успеху», «Успешный предприниматель».

Благодаря встрече с людьми разных профессий у учащихся формируется готовность к сознательному выбору профессий.

5.4. Победители профессиональных чемпионатов и конкурсов

В 2019 году учащиеся Солерудниковской гимназии стали призерами муниципального профессионального конкурса кулинаров «Кулинарный поединок»

Система ранней профориентации (презентация)