Аналитическая справка о результатах региональной оценки уровня достижения метапредметных результатов выпускников среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Солерудниковская гимназия, пилотной площадки опережающего введения ФГОС СОО в Иркутской области
- Нормативная база, регламентирующая проектную деятельность на уровне среднего общего образования в МБОУ Солерудниковская гимназия:
- Основная образовательная программа среднего общего образования
- Положение о проектно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ Солерудниковская гимназия
- Положение об итоговом индивидуальном проекте учащихся среднего общего образования
- Приказ «Об организации проектной деятельности учащихся на уровне среднего общего образования»
- Приказ «О проведении предзащиты проектов учащихся 10 классов»
- Приказ «О проведении защиты проектов учащихся 10 классов»
- В 2019-2020 учебном году в МБОУ Солерудниковская гимназии проведена оценка уровня достижения метапредметных результатов для одного 10 класса, количество учащихся – 19 человек. Среди них нет учащихся с ОВЗ.
- Для проведения мероприятий в рамках региональной оценки уровня достижения метапредметных результатов созданы организационные, кадровые условия.
В гимназии разработана система проектной деятельности, которая предусматривает массовое включение в проектную деятельность учащихся с 3 класса:
- решение проектной задачи: 3 – 6 классы;
- групповые или парные проекты: 7 классы (2 – 3 человека);
- индивидуальные проекты – 8- 9 классы.
Разработана программа «Индивидуальный итоговый проект», расчитанная на 2 часа, которая реализуется в рамках учебного плана 10 класса.
Для проведения региональной оценки уровня достижения метапредметных результатов были запланированы и проведены следующие мероприятия:
- Оповещение учащихся и родителей об условиях проведения региональной оценки уровня достижения метапредметных результатов.
- Рассмотрение и утверждение тем на Координационном совете по введению ФГОС.
- Определение руководителей для каждого учащегося
- Определение сроков первого этапа защиты ИИП.
- Определение сроков заключительного этапа защиты ИИП.
- Мероприятия проходят в форме конференции, в рамках которой работает несколько секций.
- Определение дополнительных сроков для учащихся, не представивших проект по объективным причинам.
- Назначение экспертов, для проведения оценки из числа работников гимназии (руководители кафедр, педагог-психолог, классные руководители, администрация). Для объективного оценивания группы экспертов работают неизменным составом на первом и заключительном этапах защиты проектов.
В 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией в стране и мире был изменен формат защиты индивидуальных итоговых проектов учащихся на уровне СОО: проекты старшеклассники представляли в режиме онлайн. Со стороны образовательной организации были созданы технические, методические условия для проведения защиты в формате видеоконференции.
- Анализ результатов выбора вида проекта по предметно – содержательной деятельности (монопроекты, межпредметные и надпредметные проекты).
В рамках защиты ИИП были представлены различные виды проектов по предметно-содержательной деятельности.
Имели предметную направленность (монопроекты) – 8 проектов (42%);
Надпредметные – 9 (47%);
Межпредметные -2 (11%).
Очевидно, что предпочтение при выборе проектов учащиеся отдали надпредметным проектам.
- Анализ результатов выбора индивидуального проекта учащимися по содержанию (распределение выбора ИИП по предметным областям (предметам).
Распределение выбора ИИП по предметным областям от общего числа учащихся:
Информатика– 3 учащихся (16 %);
История -2 (11 %);
Технология, обществознание, ОБЖ – по 1 учащемуся (по 5%).
Если делать сравнительный анализ выбора по предметным областям от количества учащихся выбравших монопроекты (8 человек), то проценты распределяются следующим образом:
Информатика– 37,5 %;
История -25 %;
Технология, обществознание, ОБЖ – по 12,5%.
6.Вид продукта итогового индивидуального проекта (письменная работа, творческая работа, материализованный объект, отчётные материалы социального проекта, ИКТ-продукт и др.), пояснения по видам продукта.
В качестве продукта ИИП учащимися представлены:
Материализованный объект – 10 проектов (52,6%);
ИКТ-продукты – 3 проекта (15,8 %);
Творческие работы –6 (31,6%).
7.Реализация проекта.
Так или иначе, проект реализован всеми учащимися. В связи с пандемической ситуацией, реализация проекта в полной мере была возможна не во всех случаях: несколько учащихся были вынуждены корректировать планирование и проектный продукт. Однако, при защите эти учащиеся выразили готовность реализовать ранее запланированные идеи проекта после снятия ограничений связанных с пандемией.
- Анализ состояния уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся среднего общего образования.
Учащиеся демонстрируют выше среднего уровень способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, способность к самостоятельному решению проблем и сформированность коммуникативных действий.
Наиболее высокий уровень учащиеся демонстрируют по сформированности коммуникативных УУД.
- Анализ состояния уровня сформированности метапредметных результатов у выпускников среднего общего образования.
Показатель |
Среднее значение |
Возможные причины(+)(-) процесса и условий |
Проблемы и пути их устранения |
Метапредметный результат 1 |
2,6 |
+ является мотивация обучающихся к проектной деятельности; налаженность системы проектной деятельности в образовательной организации; + вынужденные условия (режим самоизоляции) определили необходимость попробовать организовать защиту в новом формате.
|
|
Метапредметный результат 2 |
2,6 |
||
Метапредметный результат 3 |
2,5 |
||
Метапредметный результат 4 |
2,2 |
||
Метапредметный результат 5 |
2,5 |
||
Метапредметный результат 6 |
2,2 |
||
Метапредметный результат 7 |
2,4 |
||
Метапредметный результат 8 |
2,2 |
||
Метапредметный результат 9 |
2,3 |
10.Уровень сформированности навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Базовый уровень- 4 учащихся (21%);
Повышенный – 8 (42%);
Высокий -7 (37%).
Таким образом, подавляющее большинство учащихся по результатам защиты ИИП показали повышенный и высокий уровень сформированности навыков проектной и исследовательской деятельности.
- Вывод:
На основании результатов региональной оценки уровня достижения метапредметных результатов учащихся СОО МБОУ Солерудниковская гимназия можно сделать вывод о достаточной эффективности условий для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, так как 79% выпускников показали достижение метапредметных результатов на повышенном и высоком уровнях.