ПОЛОЖЕНИЕ о школьном самоуправлении МБОУ Солерудниковская гимназия

Общие положения
1.1. В МБОУ Солерудниковская гимназия жизнь ученического коллектива организуется на основе самоуправления.
1.2. Сущность ученического самоуправления – представление интересов школьников в органах, самостоятельное решение школьниками тех вопросов жизни ученического коллектива, которые они готовы (могут) решать.
1.3. Школьное самоуправление действует на основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012, Указа Президента РФ от 29.10.2015 года №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско–юношеской организации «Российское движение школьников» (далее Организация, РДШ), Устава МБОУ Солерудниковская гимназия, настоящего Положения.
1.4. Органом школьного самоуправления в МБОУ Солерудникоская гимназия является Совет старшеклассников.
1.5. Решения органов ученического самоуправления являются рекомендательными для педагогического коллектива гимназии и техперсонала, обязательными для ученического коллектива.
1.7. Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляет председатель Совета Старшеклассников.

  1. Цели, задачи, принципы школьного самоуправления
    2.1. Цель: привлечение учащихся к сотрудничеству в образовательном процессе в рамках реализации своих гражданских прав на участие в управлении делами МБОУ Солерудниковская гимназия и воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей, представление интересов школьников.
    2.2. Задачи:
    • предоставление условий для самовыражения и развитие творческого потенциала у каждого учащегося;
    • формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
    • формирование умения вести здоровый образ жизни;
    • приобщение учащихся к основным духовным и нравственным ценностям;
    • развитие организаторских способностей, чувства ответственности, инициативы, самостоятельности, самоуправленческих начал;
    • гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей, вовлечение их в школьную работу. • повышать информационно-медийную грамотность современных школьников.
    2.3. Принципы:
    • Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
    • Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
    • Откровенность и гласность – работа органов ученического самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
    • Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
    • Целесообразность – деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся
    • Гуманность – деятельность органов ученического самоуправления основывается на нравственных принципах.
    • Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
    • Ответственность – регулярный отчет о проделанной работе и ее результатах.
  2. Структура школьного самоуправления
    3.1. Совет Старшеклассников является представительным органом школьного самоуправления.
    Руководителем Совета Старшеклассников является Председатель, который организует подготовку заседаний, представляет Совет Старшеклассников в его взаимоотношениях с другими органами, делает заявления от имени Совета Старшеклассников, решает другие вопросы в соответствии с Уставом школы. Деятельность школьного самоуправления организована по направлениям: «Личностное развитие» (штаб «Романтик», «Знание»), «Гражданская активность» (штаб «Забота и порядок»), военно – патриотическое направление (штаб «Витязь»), информационно- медийное направление (штаб «Пресс – центр»). Каждое направление возглавляет Лидер направления, выбранный из учащихся; Кураторы направлений выбираются из педагогов гимназии.
    Состав Совета Старшеклассников формируется на основе представительства каждого класса, по 2 человека с 5 по 11 классы. 3.2. Направление деятельности школьного самоуправления «Личностное развитие» (Штаб «Романтик», штаб «Знание») Цель: Развитие творческого потенциала личности, создание благоприятных условий для развития личности школьника, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и осознанного выбора им профессии. Личностное развитие включает три направления: Творческое развитие: • организация творческих событий – фестивалей и конкурсов, акций и флешмобов; • развитие детских творческих проектов и продвижение детских коллективов;
    • проведение культурно-образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми; • проведение культурно-досуговых программ: посещение музеев, театров, концертов; организация экскурсий. Популяризация ЗОЖ среди школьников: • организация профильных событий – фестивалей, конкурсов, соревнований, акций и флешмобов; • организация туристических походов и слѐтов; • организаций мероприятия, направленных на популяризацию комплекса ГТО; • поддержка работы школьных спортивных секций; • развитие детских творческих проектов и продвижение детских коллективов. Популяризация профессий: • проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на определение будущей профессии – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми; • популяризация научно-изобретательской деятельности; • поддержка и развитие детских проектов; • организация профильных событий – фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов. 3.3. Направление деятельности школьного самоуправления «Гражданская активность» (штаб «Забота и порядок») • изучение и охрана природы и животных; • знакомство с родным краем; • посещение и помощь в организации мероприятий в музеях, театрах, библиотеках, домах культуры; • помощь людям пожилого возраста и всем тем, кому нужна поддержка; • помощь в организации спортивных и образовательных мероприятий; • изучение истории и краеведение; • встречи с ветеранами и Героями РФ; • культура безопасности. 3.4. Направление деятельности школьного самоуправления «Военно-патриотическое» (штаб «Витязь») • работа отряда «Витязь»; • организация профильных событий, направленных на повышение интереса у детей к службе в ВС РФ, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций; • проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми и Героями России. 3.5. Направление деятельности школьного самоуправления «Информационно-медийное» (штаб «Пресс – центр») • работа школьного пресс-центра и освещение деятельности РДШ в социальных сетях, включая съемку видеороликов; • выпуск школьной газеты, взаимодействие с разными СМИ государственных и общественных институтов.
  3. Содержание деятельности школьного самоуправления
    Функции участников органов ученического самоуправления
    4.1. Функции Совета Старшеклассников
    • Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу учащихся.
    • Пропагандирует участие в конкурсах РДШ.
    • Организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.
    • Устанавливает шефство старших классов над младшими.
    • Готовит и проводит собрания и конференции учащихся гимназии.
    • На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий.
    • Решает вопросы поощрения и наказания.
    • Принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.
    • Подводит итоги соревнования между классными коллективами в общественно – полезной деятельности.
    • Рекомендует учащихся школы на районные совещания и конференции школьников и т. д.
    • Участвует в разработке планов проведения школьных мероприятий (спортивных, культурных, научных и т.п.);
    • Рассматривает индивидуальные и коллективные предложения школьников и иные вопросы
    4.2. Председатель Совета Старшеклассников:
    • Организует работу совета Старшеклассников;
    • Проводит заседания СС;
    • Контролирует выполнение решений СС;
    • Координирует связь классных активов между собой, связь классных активов с Советом Старшеклассников;
    • Осуществляет связь с методическим объединением классных руководителей, со всеми учителями гимназии.
    4.3. Заместитель Председателя Совета Старшеклассников:
    • Выполняет обязанности председателя в его отсутствие;
    • Вместе с председателем готовит задания СС;
    • Приглашает учащихся, учителей на заседания СС.
    4.4. Секретарь Совета Старшеклассников:
    • Отвечает за ведение документации СС;
    • Заполняет протоколы заседаний СС;
    • Исполняет возложенные обязанности председателем СС.
    4.5.Лидер направления:
    • Организует и планирует работу своего направления;
    • Проводит заседания своего направления.
  4. Права и обязанности участников школьного самоуправления
    5.1. Участники школьного самоуправления имеет право:
    5.1.1. Представлять инициативы учащихся, одобренные на заседаниях школьного самоуправления, в органах управления ОО.
    5.1.2. Привлекать школьников к организации мероприятий и праздников соответственно плану воспитательной работы гимназии.
    5.1.3. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий школьного самоуправления.
    5.1.4. Размещать на территории ОО информацию в отведенных для этого местах и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях.
    5.1.5. Входить в состав Жюри конкурсов, конференций, проводимых в ОО.
    5.1.6. Вносить на рассмотрение администрации гимназии предложения о поощрении активных школьников.
    5.1.7. Содействовать разрешению конфликтных вопросов (участвовать в решении школьных проблем).
    5.2. Участники школьного самоуправления обязаны:
    5.2.1.Осуществлять планирование деятельности школьного самоуправления на год;
    5.2.2.Участвовать в заседаниях школьного самоуправления;
    5.2.3.Выполнять законы, традиции и правила школьного самоуправления;
    5.2.4.Принимать активное участие в деятельности рабочих групп, штабов, других общественных объединений, которые входят в состав школьного самоуправления, и отчитываться за свою работу в них на заседаниях школьного самоуправления или перед ответственными лицами школьного самоуправления (председателем Совета Старшеклассников, его заместителем, секретарем Совета старшеклассников, Лидером направления или руководителем соответствующей рабочей группы, штаба);
    5.2.5.Выполнять поручения школьного самоуправления и своевременно отчитываться за их выполнение;
    5.2.6.Регулярно вести соответствующую документацию;
    5.2.7.Информировать свой класс о работе школьного самоуправления;
  5. Организация работы школьного самоуправления
    Организационной основой самоуправления являются планы работы. Формами деятельности являются заседания, мероприятия (смотры, акции, проекты, фестивали, рейды, ярмарки, КТД и др.).
    6.1. Органы ученического самоуправления работают во взаимодействии с администрацией, органами педагогического и родительского самоуправления, а также с общественными организациями и другими самостоятельными объединениями, существующими в гимназии;
    6.2. Собрания и заседания органов ученического самоуправления проходят, как правило, открыто;
    6.3. Решения органов ученического самоуправления принимаются открытым или тайным голосованием (по усмотрению учащихся);
    6.4 Председатель Совета Старшеклассников имеет право выносить распоряжение в письменной или устной форме в пределах своей компетенции;
    6.5. Решения принимаются простым большинством, но мнение меньшинства должно внимательно выслушиваться и учитываться;
    6.6. В случае несогласия с решением или распоряжением главы органа ученического самоуправления любой ученик может опротестовать это решение в вышестоящем органе самоуправления;
    6.7. Работа органов ученического самоуправления осуществляется гласно, т.е. коллектив должен быть своевременно информирован о предстоящих и прошедших делах.
  6. Документация и отчетность органов школьного самоуправления
    • Положение о школьном самоуправлении МБОУ Солерудниковская гимназия;
    • Программы и планы работы, разработанные активом (Председателем Совета старшеклассников, Лидерами направлений) по направлениям деятельности школьного самоуправления (План работы Совета Старшеклассников составляется на весь учебный год исходя из плана воспитательной работы школы);
    • Протоколы заседаний Совета Старшеклассников;
    • Анализ деятельности Совета Старшеклассников представляется заместителю директора по воспитательной работе в конце учебного года.