Общие положения
1.1.Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Муниципальногобюджетного общеобразовательного учреждения Солерудниковская гимназия (далее – гимназия) разработано в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»,
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015,
- Приложением к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,
- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р,
- Уставом МБОУ Солерудниковская гимназия.
1.2. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа (далее – Программа) – нормативный документ, разработанный педагогическим работником учреждения, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными
целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
1.3.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа может соответствовать следующим направленностям:
- технической;
- художественной;
- физкультурно – спортивной;
- туристско – краеведческой;
- социально – педагогической;
- естественнонаучной.
2.Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Цель Программы – обеспечение развития и воспитания детей, их жизненное и профессиональнее самоопределение.
2.2. Основными задачами при реализации Программы являются:
- создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся.
3.Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
3.1. Комплекс основных характеристик программы: 1.Пояснительная записка.
2.Цель и задачи программы.
3.Содержание программы (учебный план, содержание учебно-тематического плана).
4.Планируемые результаты.
3.2.Комплекс организационно-педагогических условий:
1.Условия реализации программы.
2.Формы аттестации.
3.Оценочные материалы.
4.Методическое обеспечение.
5.Список литературы.
3.3 Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.
3.3.1. На титульном листе указывается:
– наименование образовательного учреждения;
– где, когда и кем принята и утверждена дополнительная общеразвивающая программа;
– название дополнительной общеразвивающей программы;
– срок реализации дополнительной общеразвивающей программы;
– возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
– Ф.И.О., должность разработчика дополнительной общеразвивающей программы;
– название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеразвивающая программа;
– год разработки дополнительной общеразвивающей программы.
3.3.2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
– направленность дополнительной общеразвивающей программы;
– актуальность, новизну и педагогическую целесообразность;
– цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы;
– отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих образовательных программ;
– сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
– формы и режим занятий;
– возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы;
– планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых обучающимися при освоении программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы.
– формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы.
3.3.3. Учебный план дополнительной общеразвивающей программы составляется по годам обучения и содержит:
– перечень разделов, тем;
– количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;
– формы аттестации/контроля.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
3.3.4. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы включает:
– формы занятий и формы подведения итогов по тематическим разделам по годам обучения;
– систему оценки результатов обучения по годам обучения;
– перечень материалов и оборудования, необходимых для реализации программы;
– обеспечение программы методическими видами продукции;
– рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
– дидактические и лекционные материалы, методики по исследовательской работе и т.п.
3.3.5. Список использованной литературы и электронных образовательных ресурсов.
Выделены разделы по категориям адресатов: для педагога, для обучающихся и родителей. Списки оформлены в соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 по оформлению библиографии.
В списке основной литературы, рекомендованной для использования при освоении программы, издания, выпущенные более 5 лет назад, составляют не более 50% от общего количества.
3.4. Приложения к образовательной программе. Календарный учебный график. это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным компонентом дополнительной общеобразовательной программы.
Оформление календарного учебного графика
№ п/ п | Дата (Месяц) | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Форма контроля |
Беседа Лекция Конференция Круглый стол Соревнования Диспут Экскурсия Игра Практикум Праздник Театрализация | Собеседование Тестирование Олимпиада Выставка Конкурс Проект Эссе Творческая работа и т. д. |
К программам могут быть добавлены приложения различного характера
– словарь специальных терминов с пояснениями;
– конспекты занятий;
– технологические карты;
– памятки;
– сценарий мероприятий;
– фотоматериалы;
– контрольные вопросы и задания;
– диагностические материалы и т.д.
4.Порядок утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
4.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа принимается на заседании НМС (научно – методическом Совете) и утверждается приказом директора школы.
4.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа обновляется педагогом с учетом изменений в развитии науки, технологии, культуры, экономики, технологии и социальной сферы 1 раз в год и при необходимости с учетом изменений в нормативно-законодательной базе.
4.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочие программы в течение учебного года, согласовываются в рабочем порядке с заместителем директора по ВР, курирующим деятельность данного педагога.